Интервью

Интервью первого вице-президента ОАО "РЖД" Александра Мишарина

8 ноября 2016 года
 
Масштабный проект по созданию первой в России высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани находится на стадии проектирования. Об участии в финансировании строительства ВСМ иностранных инвесторов, перспективах скоростного сообщения в РФ, а также работе РЖД на зарубежных рынках в интервью ТАСС рассказал первый вице-президент ОАО "РЖД" Александр Мишарин.
 
В какой стадии сейчас находятся переговоры с внешними инвесторами по проекту ВСМ Москва — Казань и будет ли подписано соглашение с Китаем о финансировании строительства ВСМ? Зафиксированы ли уже все условия финансирования? Каковы особенности этого соглашения? 
 
Все базовые параметры проекта мы с нашими китайскими партнерами зафиксировали и сейчас работаем над деталями. Основным условием ВСМ Москва — Казань является концессия. Определены объемы финансирования и обязательства, они за последний год существенных изменений не претерпели. Речь идет о более чем 500 млрд рублей инвестиций со стороны наших китайских партнеров. Это и заемные средства, и вклад в капитал.
 
Есть два вопроса, которые сегодня остаются в стадии уточнения, — это объем использования китайских технологий при обязательном условии их локализации на территории России, а также стоимость денег. И нам, и китайским партнерам уже понятны возможные границы этой стоимости. С российской стороны межправсоглашение с Китайской Народной Республикой уже согласовано Минтрансом, Минэкономразвития и другими заинтересованными ведомствами. После окончания проектирования, а следовательно, уточнения параметров проекта, вопрос о реализации соглашения будет приниматься на уровне правительства Российской Федерации.
 
Получит ли РЖД запрошенные из бюджета в 2017 году 4,6 млрд рублей на проектирование ВСМ Москва — Казань? Хватает ли средств? Будет ли компания прибегать к заимствованиям для реализации проекта?
 
Все запланированные проектные работы выполняются на сегодня в полном объеме. С финансированием этой работы проблем не возникало. Мы на этот год получили необходимые средства. Проектирование разбито на этапы: Москва — Нижний Новгород и Нижний Новгород — Казань.
 
Все запланированные проектные работы выполняются на сегодня в полном объеме. С финансированием этой работы проблем не возникало. Мы на этот год получили необходимые средства. Проектирование разбито на этапы: Москва — Нижний Новгород и Нижний Новгород — Казань. На сегодняшний день закончили проектирование на участке до Владимира
 
На сегодняшний день закончили проектирование на участке до Владимира, прошли ведомственную экспертизу и передали документацию для проведения технологического и ценового аудита. В результате открытого конкурса победила компания Ernst&Young вместе с консорциумом других технологических и технических консультантов. Уже в этом месяце документация по этому участку должна быть передана в Главгосэкспертизу.
 
Что касается выделения средств на следующий год, то они будут выделены. Единственное, что источники финансирования могут быть разные — и бюджет, и собственные средства РЖД. Пока из тех средств, которые мы получили, 3,7 млрд рублей было выделено из бюджета, остальное — из средств РЖД.
 
То есть к заимствованиям на проектирование прибегать не придется?
 
Я пока не вижу оснований для этого.
 
Будет ли участвовать в финансировании проекта консорциум "Немецкая инициатива" и в каком объеме? Ранее шла речь о 2 млрд евро.
 
"Немецкая инициатива", действительно, сделала несколько заявлений о готовности софинансировать проект.
 
Одним из важнейших условий является поставка немецких технологий и техники, что пока не в полной мере отвечает нашим требованиям по локализации производства.Мы договорились, что в ближайшее время со стороны "Немецкой инициативы" поступит конкретный вариант проекта межправсоглашения, аналогичного тому, которое мы готовим с Китаем, где будет определена позиция и предложение немецкой стороны.
 
Сегодня речь идет об инвестициях в сумме около 2,7 млрд евро. Но выделение денег — это не единственное условие. Важно, на каких условиях они даются, то есть соответствует ли это нормам локализации производства, требует ли это государственных гарантий и так далее.
 
Но ведь у Siemens уже есть производство в России с высокой степенью локализации?
 
Да, но пока за наши деньги. Поэтому если нам будут просто предложены поставки немецкой техники, то, скорее всего, это потребует уточнения позиции наших коллег из Германии.
 
В какие сроки вы ожидаете предложения от "Немецкой инициативы"?
 
Они обещают до 10 ноября дать такие предложения.
 
На декабрь намечен конкурс на производство поездов для ВСМ. Он состоится по графику? Есть ли уже претенденты на участие в этом конкурсе?
 
Я пока не могу сказать, состоится ли конкурс в декабре, потому что мы не закончили проектирование. Но в последнее время проделана очень большая работа по подготовке этого конкурса: разработана конкурсная документация, сформированы технические условия — это один из самых современных поездов, который будет двигаться по высокоскоростным железным дорогам. Определены условия локализации подвижного состава. Компании включились в подготовку предложений.
 
Очень важно, что эти условия разработаны не под конкретного производителя — они позволяют всем ведущим компаниям участвовать в подготовке предложений. Есть вопрос локализации и увязки общего финансирования с созданием инфраструктуры. Конечно, таким компаниям будет отдан приоритет, потому что важен не только подвижной состав, но и сама инфраструктура. Сегодня продвинулись в этом вопросе наши китайские коллеги — компания CRRC с группой "Синара". Они подготовили технический проект этого поезда.
 
В настоящее время CRRC, "Синара", РЖД и Китайские железные дороги разрабатывают соглашение о сотрудничестве по вопросу локализации производства не только высокоскоростного подвижного состава, но и всего комплекса железнодорожного оборудования. Сейчас определяется место размещения производств. Есть предложения в меньшей степени готовности от компании Siemens на базе имеющихся производств. Сроки проведения конкурса будут увязаны с началом строительства. Конкурс предусматривает жесткие условия по локализации.
 
Хочу отметить, что многие регионы, прямо скажем, борются за это право и готовы предложить самые выгодные условия по размещению производств, в том числе по аренде, выкупу земли и налогообложению. Это Москва, Нижний Новгород, Свердловская область.
 
Какие еще проекты скоростного и высокоскоростного движения интересны китайским инвесторам?
 
Наши китайские партнеры проявляют интерес ко всем проектам, но если говорить про ВСМ, создана рабочая группа по разработке скоростного, а в дальнейшем и высокоскоростного движения на участке Самара — Тольятти, и здесь есть конкретная инициатива компании CREC. Китайская сторона подтверждает готовность в области совместного проектирования ВСМ, производства техники и оборудования, инвестиционного финансирования проектов. В том числе идет разработка обоснования инвестиций на участке Екатеринбург — Челябинск, тоже интересного для китайских коллег, что совпадает с созданием коридора Москва —Пекин.
 
Каков объем инвестиций по этим проектам?
 
Там идет разработка обоснования, мы пока цифры не называем.
 
Уже понятно, по какому маршруту пройдет ВСМ Челябинск — Екатеринбург и действительно ли она будет продолжена до Астаны?
 
Сейчас только заказываем обоснование. Если мы говорим о маршруте Москва —Пекин, то он может пройти через Казахстан и в таком случае пройдет через Астану.
 
Сейчас на авансцену вышла новая крайне перспективная услуга — перевозка грузов для электронной торговли. И здесь мы видим огромный потенциал развития ВСМ. Думаю, в дальнейшем такие мировые гранды электронной торговли, как китайская Alibaba, смогут стать заказчиками локальных направлений ВСМ
 
Есть второй коридор — через территорию России, то есть Новосибирск и Барнаул. Но пока первоочередным проектом является ВСМ Москва — Казань.
 
РЖД обращались в Банк БРИКС и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций по поводу финансирования этого проекта. Получили ответ?
 
Мы провели переговоры с Банком БРИКС — во время визита в Индию с ними встречался президент компании. Банк БРИКС готов участвовать в софинансировании проекта. Мы даже обсуждали конкретные суммы. Важным для Банка БРИКС является участие в этом проекте банков развития стран, входящих в БРИКС. То есть если мы подписываем соглашение и принимает участие CDB — Банк развития Китая, то это устраивает сегодня Банк БРИКС, и он готов к выделению средств уже в следующем году.
 
Какой объем средств они готовы предоставить?
 
Разговор идет о 60 млрд рублей, то есть около миллиарда долларов. В совокупности можно добирать до 2 млрд долларов, это очень приличные суммы. Важно также, что Банк БРИКС сегодня предлагает мультивалютную корзину, то есть он может финансировать в долларах, рублях, юанях — и это тоже вопрос для обсуждения. Вариант финансирования от АБИИ тоже рассматривается, но это следующий этап. В целом мы можем привлечь необходимое долговое финансирование для реализации этого проекта.
 
В целом какую долю финансирования могут составить заемные средства?
 
У нас 20% equity, 80% — долг. Общая стоимость проекта, скорее всего, изменится в силу инфляции, изменения курса рубля, но все это учитывается в финансовой модели.
 
Будут ли РЖД участвовать в реализации проекта сверхскоростного поезда Hyperloop, который соединит порт Зарубино с Китаем?
 
РЖД всегда открыты для инновационных решений. Мы внимательно следим за развитием этого проекта.
 
Мы встречались и общались с его инициаторами. По той информации, которую мы имеем, к концу года должны быть проведены некоторые испытания, по результатам которых можно сказать, на какой стадии находится проект.
 
У нас создана и работает экспертная группа по применению технологий магнитной левитации. Кроме того, эти разработки идут у нас самостоятельно. Но для принятия решений надо изучить документацию и оценить возможные риски. Пока это сделать невозможно, так как документации такой нет. Как только инициаторы проекта Hyperloop смогут показать свои расчеты, а мы проведем экспертизу, я смогу ответить на этот вопрос более конкретно.
 
Вы недавно были в Индии. Расскажите о сотрудничестве РЖД с Индийскими железными дорогами. Какие проекты планируется там реализовать? Каков механизм финансирования и сроки его реализации?
 
Индия — железнодорожная страна, и вопросы модернизации сегодня стоят там очень остро. Во время саммита БРИКС мы подписали протокол о подготовке обоснования инвестиций на модернизацию участка железнодорожной линии Нагпур — Секундерабад протяженностью 575 км. Суть всего проекта — повышение скоростей движения пассажирских поездов до 200 км/ч. В ближайшее время должны подписать контракт о софинансировании участия в предпроектной стадии — по ее результатам будем двигаться дальше. Стоимость проекта РЖД в Индии будет определена по итогам завершения исследования линии.
 
Кроме того, интересным направлением является развитие городских видов транспорта, например, электрички или легкое метро в штатах Махараджи и Мумбаи. Мы рассчитываем, что на условиях конкурса можем вместе с нашими индийскими коллегами поучаствовать в строительстве или модернизации таких линий. Также российский опыт будет использован в подготовке кадров для индийских железных дорог, и здесь, действительно, у России очень сильные позиции.
 
Как продвигается сотрудничество с Ираном?
 
В настоящее время ведется согласование договора на проектирование, поставку материалов, оборудования и строительство по проекту электрификации железнодорожной линии Гармсар — Инче Бурун протяженностью около 500 км, финансирование которого планируется за счет государственного экспортного кредита правительства Российской Федерации правительству Исламской Республики Иран. Кроме того, мы совместно с партнерами обсуждаем формат возможного участия в проекте строительства линии Решт — Астара.
 
Совместно с азербайджанской и иранской сторонами прорабатывается реализация проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры на участке Казвин — Решт — Астара международного транспортного коридора "Север — Юг". ОАО "РЖД" готово принять самое активное участие как в инфраструктурной части проекта, так и в формировании логистических цепочек с использованием данного коридора. Это позволит существенно, на неделю и более, сократить время в пути по маршруту из стран Южной и Юго-Восточной Азии в Европу, при условии максимального использования участков железных дорог Ирана и России.
 
По результатам ряда встреч руководства ОАО "РЖД" с руководством Иранских железных дорог договорились активизировать развитие перевозок по коридору "Север — Юг". И уже первый грузовой демонстрационный поезд из Индии в Азербайджан, а далее в Россию был запущен.
 
Что нового по другим международным проектам?
 
Прежде всего я бы отметил Индонезию, которую мы посетили в начале октября. В настоящее время мы оцениваем целый ряд перспективных проектов в Индонезии. В части проекта по созданию транспортной инфраструктуры на остров Калимантан работы уже выполняются. РЖД также видят возможность создания на Калимантане железнодорожных комплексов, включая инфраструктуру, подвижной состав и логистику. Оценочная стоимость железнодорожной составляющей проекта — около 1 млрд долларов.
 
Кроме того, в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями дочерним обществом ОАО "РЖД" — проектной компанией Kereta Api Borneo — ведется работа по сооружению в бухте Баликпапан порта и универсального перегрузочного комплекса. Проект разрабатывается РЖД на коммерческой основе, имеется предметный интерес со стороны грузоотправителей. Уже приобретены участки земли в прибрежной зоне, начаты работы по сооружению первой очереди порта и универсального перегрузочного комплекса, который сможет переваливать до 5 млн тонн грузов.
 
Очень перспективным направлением представляется Куба. В сентябре мы совершили поездку на Кубу и договорились разработать и представить кубинской стороне предложения по необходимым работам на инфраструктуре. Планируем в следующем году выйти на подписание контракта по модернизации Кубинских железных дорог. Протяженность железных дорог на Кубе составляет около 7 тыс. км, а вместе с путями необщего пользования — 10 тыс. км, поэтому проект большой, амбициозный.
 
Ранее глава РЖД говорил о возможных приобретениях зарубежных активов. Какие из них интересны в первую очередь? Намерена ли компания участвовать в приватизации греческих портов, например портов Салоники и Хиос?
 
Зарубежные активы могут быть интересны с двух точек зрения — инфраструктурной и транспортно-логистической. С точки зрения инфраструктуры в настоящее время мы изучаем возможность приобретения компаний в сфере строительства и инжиниринга, которые нам нужны для выполнения условий зарубежных конкурсов — в первую очередь в Сербии, для того чтобы работать не только на рынке Сербии, но и на Балканах в целом.
 
Как вы знаете, наше дочернее общество "РЖД Интернешнл" реализует контракт с Железными дорогами Сербии по строительству железнодорожной инфраструктуры и поставке дизельных поездов. Работы стартовали в 2014 году и ведутся в соответствии с графиком. Что касается объема инвестиций, на первом этапе это небольшие средства, нам не нужны крупные компании. Кроме того, концессионные конкурсы предусматривают создание специальных проектных компаний. Также в рамках либерализации рынка Евросоюза мы смотрим на операторские компании, в частности в Сербии, Греции и Германии. Относительно приватизации греческих портов — в настоящее время мы находимся в стадии оценки.
 
ИТАР-ТАСС/www.tass.ru