CNY/RUB
8,9853
↓ -0,26%
IMOEX
2 802,23
↑ +1,49%
SSEC
2 954,38
↑ +0,50%

Интервью

Интервью Посла КНР в России Ли Хуэя
15 апреля 2019 года
 
Чрезвычайный и полномочный Посол КНР в России Ли Хуэй ответил на вопросы российских журналистов.
 
- Как Вы оцениваете успехи, достигнутые за почти 6 лет реализации инициативы «Один пояс и один путь»? Каковы перспективы ее развития? Что принесет 2-й форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Одного пояса и одного пути»?

- Почти 6 лет инициатива «Один пояс и один путь» реализовывалась на принципах совместных консультаций, совместного строительства, совместного использования плодов, и за это время она создала путь общего процветания и развития. Она дала новый импульс развития глобальной экономики. «Один пояс и один путь» охватывает все большее количество стран. В настоящее время соглашения о сотрудничестве в совместной реализации инициативы с Китаем подписали 124 страны и 29 международных организаций. В прошлом месяце председатель КНР Си Цзиньпин посетил с визитами три европейские страны. В результате турне удалось достичь важных результатов. Между Китаем и Италией был подписан межправительственный меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в рамках «Одного пояса и одного пути», стороны заявили о готовности усилить сопряжение этой инициативы с итальянской программой строительства портов на севере Италии и программой инвестирования в Италию. Франция и Германия тоже заявили, что будут активно участвовать во 2-м форуме высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Одиного пояса и одного пути». Все это показывает, что многочисленные факты и плодотворные результаты позволяют все большему количеству стран видеть огромные возможности для бизнеса и большие перспективы, заложенные в инициативе «Один пояс и один путь».

2-й форум высокого уровня по международному сотрудничеству в рамках «Одного пояса и одного пути» состоится в Пекине в конце апреля. Председатель Си Цзиньпин будет присутствовать на церемонии открытия этого форума. Он выступит с программной речью и проведет круглый стол с участием лидеров зарубежных стран. Более того, в рамках форума также запланирована встреча на высоком уровне, подфорумы, деловые мероприятия.

От предыдущего форума нынешний отличается следующим.

Во-первых, он пройдет на более высоком уровне. Во втором форуме предполагается участие гораздо большего количества зарубежных лидеров и глав правительств иностранных государств.

Во-вторых, он будет более разнообразным по участникам. В нем примут участие тысячи представителей из разных кругов. Форум пройдет более масштабно и с охватом большего количества сфер.

В-третьих, он будет более ярко выражена прагматическая составляющая форума. Китайская сторона проведет рад подфорумов, которые будут направлены на развитие делового сотрудничества, а также впервые проведет конференцию предпринимателей, которая станет платформой для развития торгово-промышленного сотрудничества.

Главной темой предстоящего форума станет «Совместное строительство “Одного пояса и одного пути”, создание прекрасного будущего». Здесь речь идет о продвижении сотрудничества в рамках «Одного пояса и одного пути» для реализации высококачественного развития. Китайская сторона ждет углубленного обмена мнениями с разными сторонами, совместного обсуждения проектов сотрудничества. Китай надеется состыковать инициативу «Один пояс и один путь» со стратегиями развития разных стран, запустить еще одну серию ключевых проектов сотрудничества и при этом уделить внимание улучшению народного благосостояния. Участие в инициативе «Один пояс и один путь» может принять каждый. Китай стоит на позициях открытости и сотрудничества, поддерживает глобализацию, защищает мультилатерализм, прилагает усилия к созданию мировой экономики открытого типа, стремясь тем самым подстегнуть совместное развитие. Верю, что совместными усилиями сторон предстоящий форум увенчается внушительными результатами.
 
- Господин Посол, как Вы оцениваете результаты сопряжения инициативы «Один пояс и один путь» с проектами Евроазиатского экономического союза? Какие бы Вы предложили ориентиры для дальнейшего сопряжения и сотрудничества в этом формате?

- В мае 2015 года лидеры Китая и России подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства «Экономического пояса Шелкового пути» и ЕАЭС, что можно назвать началом сопряжения проектов «Одного пояса и одного пути» с ЕАЭС. В мае 2018 года было подписано соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. За 3 с лишним года удалось достичь первых результатов в этой области. С Россией удалось достичь хороших успехов, сотрудничая по крупным проектам в области энергетики, транспорта, авиации и космонавтики. Сотрудничество с Казахстаном стало блестящим примером взаимодействия в сфере производственных мощностей. В Беларуси динамично развивается индустриальный парк «Великий камень», это совместный проект Китая с этой страной. Новый облик обретает и сопряжение инициативы «Один пояс и один путь» со стратегиями развития Кыргызстана. Однако стоит отметить, что достижения пока не дотягивают до ожиданий и есть огромное пространство для углубления и расширения сотрудничества между Китаем и ЕАЭС.

Во-первых, необходимо усилить направляющую роль системы, оптимизировать двустороннюю торговую среду. Стороны могут продолжать работать над состыковкой системы, законодательных норм в области бизнеса и тем самым создавать благоприятную среду для торгово-экономических контактов.

Во-вторых, стоит прилагать усилия одновременно во многих отраслях и по разным каналам. Китай и ЕАЭС во многом дополняют друг друга, мы можем сотрудничать во многих отраслях, и у нас есть много доступных платформ сотрудничества. Стороны должны повышать уровень сотрудничества по имеющимся проектам в различных областях и подходить к ним основательно. Также стоит запускать новые проекты сотрудничества.

В-третьих, нужно продвигать переговоры о создании зон свободной торговли, постоянно увеличивать присутствие на рынках друг друга. В основе глобального развития сейчас лежит сотрудничество в области свободной торговли и повышение уровня регионального взаимодействия, поэтому нам стоит учесть эту тенденцию и не медлить с переговорами по созданию зон свободной торговли. Нам стоит как можно скорее подписать соглашение по зонам свободной торговли и повысить уровень сотрудничества между двумя странами.
 
- Российско-китайские отношения всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства находятся на высоком уровне и на своем историческом пике. В каких направлениях, по вашему мнению, стороны должны прилагать усилия, чтобы сохранить такой уровень отношений?

- Можно сказать, что нынешний уровень китайско-российских отношений является результатом совместных усилий двух стран и наших народов. Эти отношения полностью отвечают коренным интересам двух стран и общим ожиданиям наших народов, полезны для защиты мира и стабильности международного порядка. Мне представляется, что для сохранения и развития китайско-российских отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства сторонам нужно укрепить сотрудничество по следующим четырем направлениям.

Во-первых, стоит продолжать развивать ведущую роль лидеров двух стран. За шесть лет лидеры наших стран провели почти 30 встреч, создали хорошие рабочие отношения и стали настоящими друзьями. Они на стратегическом уровне способствуют развитию китайско-российских отношений. В этом году председатель Си Цзиньпин и президент Владимир Путин продолжают регулярно проводить двусторонние встречи и, как и прежде, задают направление развитию двухсторонних отношений.

Во-вторых, стоит продолжать стабильно развивать двустороннее деловое сотрудничество. В прошлом году двусторонний товарооборот превысил 100 млрд долл. США, стороны заявили о желании повысить объем товарооборота до 200 млрд долл. США. Для этого надо активизировать двустороннее деловое сотрудничество, упрочить взаимодействие по энергоресурсам и в других традиционных областях, освоить новые источники роста в сфере высоких технологий, сельского хозяйства, электронной коммерции, финансов, а также повысить качество сотрудничества и работать на благо благосостояния народов двух стран.

В-третьих, необходимо проводить более разноплановое сотрудничество и обмены в гуманитарной сфере. Нам стоит находить новые формы гуманитарных обменов, проводить взаимодействие в гуманитарной сфере на новом уровне, совершенствовать механизмы обменов и таким образом делать китайско-российские отношения более содержательными. Также стоит укреплять взаимопонимание и дружбу между народами двух стран, показывать хороший пример ведения диалога между цивилизациями, предлагать странам мира полезный опыт для поиска путей поддержания всеобщего мира и развития.

В-четвертых, нужно повышать уровень международного стратегического взаимодействия. Будучи двумя мировыми державами и постоянными членами Совета безопасности ООН, Китай и Россия берут на себя большие обязательства и важную миссию. Сторонам стоит, как и прежде, поддерживать взаимодействие по всем важнейшим вопросам международной повестки дня, поддерживать друг друга и твердо отстаивать цели и принципы, заложенные в «Уставе ООН», неустанно ратовать за сохранение международной стратегической безопасности и вносить должный вклад в поддержание мира и стабильности на планете.
 
- В прошлом году двусторонний товарооборот России и Китая впервые превысил 100 млрд долл. США. Какие у Вас ожидания от делового сотрудничества двух стран в этом году?

- В прошлом году двусторонний товарооборот между Россией и Китаем действительно впервые превысил отметку в 100 млрд долл. США. Можно сказать, что это новая веха, демонстрирующая огромный потенциал нашего сотрудничества. В этом году отмечается 70-летие установления дипотношений между Китаем и Россией. Стороны проведут ряд мероприятий, направленных на поддержание общения между лидерами двух стран и посвященных 70-летию установления дипотношений. Все это откроет новые возможности для развития двусторонних отношений и делового сотрудничества.

Во-первых, на новый уровень выйдет сотрудничество в области энергоресурсов. К концу этого года будет сдан в эксплуатацию восточный маршрут китайско-российского газопровода. Это важный проект сотрудничества между двумя странами в области энергоресурсов. Также в России пройдет второй Китайско-российский деловой форум по энергоресурсам, и это тоже позволит нарастить двустороннее сотрудничество в этой сфере.

Во-вторых, появятся новые результаты в региональном сотрудничестве. С момента запуска Годов регионального сотрудничества Китая и России уже прошли сотни мероприятий и встреч на региональном уровне, многие китайские провинции и города подписали договора о сотрудничестве с различными регионами России. Дальнейшее проведение Годов регионального сотрудничества Китая и России только повысит активность регионов двух стран и позволят им реализовать свой потенциал.

В-третьих, более динамично будет проходить сотрудничество по освоению Дальнего Востока. В этом году планируется сдать в эксплуатацию сразу два приграничных моста: первый автомобильный мост Хэйхэ - Благовещенск и первый железнодорожный мост Тунцзян - Нижнеленинское между Китаем и Россией. Они помогут укрепить торгово-экономическое сотрудничество между северо-востоком Китая и Дальним Востоком России, а также привлечь китайские инвестиции в Россию. В-четвертых, новыми факторами роста станут сельское хозяйство и трансграничная электронная коммерция. Российский экспорт зерна, растительного масла и т. д. демонстрирует тенденцию быстрого роста. 90% российских трансграничных товаров импортированы из Китая. «Почта России» уже увеличила интенсивность использования авиалинии в Китай и нарастила их количество. По предварительным подсчетам, в 2019 году количество посылок из Китая будет увеличиваться. К дальнейшему росту двустороннего товарооборота будет вести и оптимизация структуры торговли.
 
- В прошлом месяце председатель Си Цзиньпин присутствовал на Китайско-французском форуме по глобальному управлению. Мы также заметили, что Китай не раз предлагал на важных мероприятиях свежие идеи по глобальному управлению. Почему Китай уделяет такое внимание этому вопросу?

- Страны с нарождающимися рынками и многие развивающихся стран сейчас переживают период стремительного развития, их международное влияние непрерывно растет, и это самое революционное изменение соотношения международных сил в новой истории. Сотни лет великие державы через войны, создание колоний и распределение сфер влияния действовали в своих интересах и насаждали гегемонию. Постепенно это привело к тому, что страны стали координировать отношения и интересы с помощью механизмов и правил. Одновременно по мере быстрого и углубленного развития информационных технологий и экономической глобализации интересы и судьбы разных стран мира оказались тесно связаны друг с другом, сформировалось сообщество с единой судьбой, где «я в тебе, а ты – во мне».

Многие проблемы больше не ограничиваются пределами одной страны, и на многие вызовы также трудно реагировать в одиночку. В связи с этим китайская сторона предложила новую идею глобального управления. В ее основе лежат «совместные обсуждения, совместное строительство и совместное использование результатов». Под совместным обсуждением подразумевается непрерывное укрепление взаимного доверия и решение споров и разногласий между государствами путем консультаций, и путь к этому - обмены и стремление к единению при сохранении различий. Совместное строительство означит, что страны совместно участвуют в сотрудничестве и строительстве, делятся возможностями развития, расширяют общие интересы и на этой основе формируют сообщество с общими интересами, взаимной выгодой и выигрышем.

Совместное использование результатов - это равноправное развитие стран мира и совместное пользование его результатами с тем, чтобы каждая страна в мире и их народы имели возможности для равноправного развития, а также сообща использовали результаты развития мировой экономики. 11 сентября 2017 г. на 71-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН идеи совместного обсуждения, совместного строительства и совместного использования результатов были включены в концепцию глобального экономического управления. Также на заседании ГА ООН была подтверждена приверженность «созданию сообщества с единой судьбой человечества по духу сотрудничества и взаимного выигрыша». Предложенные Китаем идеи все чаще включаются в решения ООН, «китайская мудрость» и «китайское видение» становятся новыми концепциями глобального управления.

В будущем Китай также будет придерживаться идей совместного обсуждения, совместного строительства и совместного использования результатов в глобальном управлении, активно участвовать в реформах и строительстве системы глобального управления и непрерывно вносить «китайскую мудрость и энергию». Кроме того, Китай продолжит играть роль ответственной державы и по мере сил предлагать проекты, которые идут на пользу всему миру.
 
- На 2-й сессии ВСНП 13-го созыва был принят «Закон КНР об иностранных инвестициях». В каких условиях он создавался и какое значение имеет? Как иностранным предприятиям воспользоваться возможностями, которые открывает этот закон?

- После запуска политики реформ и открытости Китай развивается за счет все большей открытости внешнему миру и достиг больших успехов, которые привлекают внимание всего мира. Важной силой, двигающей социально-экономическое развитие Китая, также стали иностранные инвестиции. К концу 2018 г. в Китае в общей сложности было создано около 960 тыс. предприятий с иностранным капиталом, объем освоенных иностранных инвестиций превысил 2,1 трлн долларов США. Китай переживает (и еще на протяжении достаточно долгого времени будет переживать) период важных стратегических возможностей, и стране нужно всесторонне углубить реформы, расширить открытость, активно и эффективно использовать иностранные инвестиции. При этом в современном мире широко распространен протекционизм и унилатерализм, и это становится серьезным вызовом для процесса глобализации. И в такой ситуации в Китае приняли «Закон об иностранных инвестициях», который пришел на смену трем законам, регулировавшим сферу иностранных инвестиций. Закон открыл новое пространство для модернизации государственного управления, но и стал «мудростью», которую Китай предложил глобальному управлению.

«Закон об иностранных инвестициях» дает как минимум три сигнала.

Во-первых, Китай показывает, что его двери не закроются, а будут открываться только шире. Внешняя открытость - это основа государственной политики Китая. В последние годы председатель Си Цзиньпин не раз в стране и за рубежом обещал, что Китай будет придерживаться внешней открытости. Разработка «Закона об иностранных инвестициях» еще раз показала, что Китай осуществляет позитивную и самостоятельную политику открытости, и формирует новую структуру внешней открытости, охватывающую все направления, множество уровней и широкий спектр сфер.

Во-вторых, в Китае деловая среда становится лучше и лучше. Если сравнивать новый закон с прежней законодательной базой Китая в сфере иностранных инвестиций, то можно будет заметить новые точки зрения. Данный закон подчеркивает равное отношение к китайским и иностранным инвестициям, внедряет систему управления, объединяющую национальный режим на прединвестиционной стадии с негативным списком; упрощает управление иностранными инвестициями; четко защищает законные права и интересы, а также интеллектуальную собственность иностранных инвесторов и предприятий с иностранным капиталом.

В-третьих, Китай не остановится в своем стремлении создать мировую экономику открытого типа. В современном мире открытость и сотрудничество - это необходимое условие для содействия стабильному восстановлению мировой экономики. А если задуматься о будущем, то можно увидеть, что открытость и сотрудничество - это непременное условие для содействия непрерывному прогрессу человеческого сообщества. Законодательство Китая в области иностранного инвестирования само по себе обслуживает открытость и сотрудничество. Китай постепенно становится лидером в области экономической глобализации, мультилатерализма и международного сотрудничества.

Мы искренне приглашаем иностранные предприятия (в том числе и российские) воспользоваться возможностями, которые открывает мощный китайский рынок, приглашаем активно участвовать в новом раунде высокоуровневой внешней открытости, совместно использовать возможности и получать взаимную выгоду и взаимный выигрыш.
 
- Некоторое время назад в западных СМИ появились сообщения о том, что в китайском Синьцзяне действуют не просто учебные-тренировочные центры, а некоторые деревни полностью закрыты. Как обстоит ситуация на самом деле? Как на самом деле развивается Синьцзян?

-  Борьба с терроризмом и экстремизмом - это проблема всего мира, и решить ее нелегко. С 90-х годов прошлого века «три силы зла» (национальные сепаратистские, религиозные экстремистские и вооруженные террористические силы) из Китая и из-за границы запланировали и осуществили в китайском Синьцзяне серию насильственных террористических актов, которые серьезно подорвали мирный и гармоничный общественный порядок в Синьцзяне и причинили жителям Синьцзяна большую боль. В условиях сложной реальности и с учетом стремления людей к лучшей жизни китайское правительство на законных основаниях решительно приняло меры по устойчивой защите от насильственных террористических преступлений и добилось первоначальных результатов. Сегодня ситуация в Синьцзяне в целом стабильна, экономика развивается стабильно и в здоровом русле, и уже ощущаются плоды эффективной борьбы с терроризмом и усилий по сохранению стабильности. В 2018 году ВРП Синьцзяна достиг 1219,908 млрд юаней в сопоставимых ценах, что на 6,1% выше, чем в предыдущем году. В сельскохозяйственном производстве и на рынке потребления - стабильность и развитие, а индустриальная экономика стабилизировалась и восстанавливается, демонстрируя позитивную тенденцию развития.

Учебно-тренировочные центры - это превентивная мера по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Они были созданы на основе международного опыта в борьбе с терроризмом и после тщательного изучения ситуации в Синьцзяне. Этот метод позволяет объединить борьбу с преступными действиями и защиту прав человека. Мы приняли во внимание, что не у всех в Синьцзяне хорошо развиты языковые навыки, навыки письма, у некоторых почти не развито правовое сознание, мало правовых знаний и профессиональных навыков, есть сложности с поиском работы. Обучение профессиональным навыкам осуществляется в соответствии с законом и направлено на обеспечение стабильного развития Синьцзяна и повышение уровня благосостояния в регионе.
 
- Недавно завершился девятый раунд торгово-экономических консультаций на высоком уровне между Китаем и США, и внешний мир ожидает, что Китай и США в скорейшем времени достигнут экономического и торгового консенсуса. Как вы оцениваете результаты торговых трений между Китаем и США?

- Как всем известно, что девятый раунд торгово-экономических консультаций высокого уровня между Китаем и США завершился успешно. Член Политбюро ЦК КПК и вице-премьер Госсовета Лю Хэ, а также торговый представитель США Райт Хезе и министр финансов США Стивен Мнучин обсудили текст соглашения и достигли некоторых новых подвижек.

Во время предыдущего раунда консультаций между Китаем и США стороны провели переговоры по тексту соглашения и достигли существенного прогресса по конкретным вопросам, касающимся передачи технологий, защиты интеллектуальной собственности, нетарифных барьеров, индустрии услуг, сельского хозяйства и обменных курсов. Во время же нынешнего раунда консультаций продолжились переговоры по тексту соглашения, и удалось достичь нового прогресса. Это показывает, что стороны стремятся к реализации важного консенсуса глав двух государств, который дался нелегко. Также подвижки в консультациях внушают внешнему миру уверенность и дают ему позитивные сигналы. На следующем этапе стороны будут поддерживать тесные контакты с помощью различных эффективных методов, прилагать все усилия для серьезных переговоров, чтобы реализовать важный консенсус, достигнутый лидерами Китая и США.

После года трений Китай и США еще глубже осознали, что обе страны смогут добиться обоюдовыгодного результата на основе гармоничного сосуществования, а в борьбе в проигрыше останутся оба государства. Китай и США уже давно сформировали сообщество интересов, где «я - в тебе, а ты - во мне». Давайте ждать результатов переговоров, которые удовлетворят обе стороны.
 
Посольство КНР в России/www.ru.china-embassy.org