Интервью президента Торгово-промышленной палаты РФ Сергея Катырина

2 октября 2017 года

 

Торгово-промышленная палата России в разных организационно-правовых формах существует уже более двухсот лет. За это время организация прошла многие стадии своего формирования, в том числе выстраивания отношений между государством и бизнесом, а также внешнеторговых отношений российского государства. О некоторых итогах деятельности Торгово-промышленной палаты России в текущем году и об основных задачах на ближайшее будущее глава российской ТПП Сергей Катырин рассказал в своем интервью ИА REGNUM.

 

Сергей Николаевич, каковы перспективы глобальной экономики и бизнеса в свете итогов недавних саммитов БРИКС и ВЭФ?

 

Страны БРИКС последние 10 лет обеспечивают 50% мирового роста, составляют 30% мирового ВВП. Каждая из стран-участниц БРИКС играет заметную роль в системе международных отношений. Тот факт, что на нынешнем саммите были широко представлены страны, не являющиеся членами организации, свидетельствует о том, что его участники и гости ищут новые пути разрешения глобальных проблем, включая доступ к информации обо всех существующих возможностях для сотрудничества, путях преодоления административных барьеров и мерах поддержки предпринимателей в рамках БРИКС.

 

Это позволит партнёрам стать более понятными друг другу, а также выведет на рынки БРИКС не только крупные предприятия, но и средний и малый бизнес. Большим подспорьем на этом направлении должен стать подготовленный Деловым советом БРИКС справочник «Invest in BRICS». При этом, учитывая негативные тенденции современных международных отношений и глобальной экономики, мы всегда подчёркиваем, что БРИКС не противопоставляет себя Западу. Это союз стран, настроенных исключительно прагматично и интегрированных в мировое хозяйство.

 

В свою очередь, на Восточном экономическом форуме в этом году присутствовало свыше 6000 делегатов из 60 стран. Если на первом форуме в 2015 году было подписаны соглашений на сумму 1,3 трлн руб., то в этом году объём заключённых соглашений достиг 2,5 трлн руб. Цифры говорят сами за себя.

 

И саммит БРИКС, и Восточный форум продемонстрировали возросшую готовность бизнеса к практическому выстраиванию кооперации в многостороннем формате. Оба подтвердили, что участники выступают за разнообразие моделей глобальной экономики и мироустройства в целом при учёте интересов растущих рынков развивающихся стран.

 

Как Вы оцениваете взаимодействие бизнес-структур в рамках Евразийского экономического союза, и какие здесь стоят наиболее актуальные задачи?

 

Начнём с того, что Евразийский экономический союз сегодня — это авторитетное экономическое объединение. На его пространстве развиваются и углубляются торгово-экономические связи, создаются зоны свободной торговли, действует единая система таможенно-тарифного регулирования, формируется общий рынок труда. Ситуация в рамках ЕАЭС такова, что интеграционные процессы всё больше переходят на новый наднациональный уровень. В частности, вопросы осуществления внешнеэкономической деятельности в свободных экономических зонах и утверждение правил определения происхождения товаров, вывозимых с таможенной территории Союза, переданы на наднациональный уровень.

 

Интересам отраслевых бизнес-сообществ отвечают такие события, как запуск в 2017 году единого рынка лекарств и медицинских изделий с созданием единой информационной системы в данной области, и готовящийся к 2019 году старт общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов.

 

Но остаётся и ряд актуальных проблем, над разрешением которых трудятся и структуры ЕАЭС, и предпринимательские круги стран Союза. Сюда можно отнести: совершенствование нормативно-правовой базы; дальнейшую либерализацию валютного, налогового и таможенного законодательств; развитие и поддержку малого предпринимательства; формирование сервис-центров, работающих по принципу «единого окна» и многое другое.

 

Доклад Евразийской экономической комиссии «Барьеры, изъятия и ограничения Евразийского экономического союза» как раз фиксирует подобные препятствия и сложности на внутреннем союзном рынке. Основным механизмом разрешения конкретной проблемы должны стать «дорожные карты» по устранению барьеров и ограничений.

 

Еще один существенный момент касается имеющихся различий между национальными правилами ведения бизнеса и уровнем развития отдельных характеристик деловой среды. Например, в рейтинге Doing Business Киргизия стоит на 35−40 позиций ниже, чем остальные государства — члены ЕАЭС. И если можно говорить о небольшом отличии совокупных позиций рейтинга, по ряду показателей они достаточно ощутимы (по показателю «Получение разрешений на строительство» Казахстан занимает 22-е место, а Россия — 115-е место).

 

Следует отметить, что бизнес-сообщество старается активно участвовать в разрешении существующих в рамках ЕАЭС проблем. В частности, ТПП России и другие деловые структуры принимали активное участие в разработке Таможенного кодекса объединения. На данном этапе идёт синхронизация процедур ратификации Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, что позволит ему вступить в силу 1 января 2018 года. и максимально унифицировать таможенное законодательство Союза.

 

Кроме того, ТПП России является членом Консультативного совета ТПП государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также Совета руководителей ТПП государств — участников СНГ. На площадке этих межпалатских объединений регулярно обсуждаются вопросы внешнеэкономи­ческой деятельности и приграничного сотрудничества, информационного обмена, кооперации между нашими предпринимателями, инвестиционного сотрудничества, подготовки кадров.

 

Расскажите, пожалуйста, о тех задачах, которые стоят перед ТПП РФ в ближайшей и среднесрочной перспективе по содействию развития бизнеса в России.

 

В 2017 году у нас состоялся VII съезд ТПП РФ, в работе которого принимал участие президент страны. Делегатами были приняты приоритетные направления нашей деятельности — программный документ, определяющий цели и задачи ТПП России на пять лет вперёд, среди которых: защита и продвижения интересов бизнеса; совершенствование инвестиционного климата; развитие выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, делового туризма. Развитие инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности; совершенствование и развитие деятельности арбитражных учреждений и органов по внесудебному урегулированию споров; формирование портфеля эффективных коммерческих услуг ТПП. Реализация инфраструктурных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий; формирование кадрового ресурса для экономики знаний.

 

Основные вопросы, которые волнуют сегодня бизнес, — это сохраняющаяся высокая стоимость кредитов, качество подготовки кадров, контрольно-надзорная деятельность, налоговая и неналоговая нагрузка, недостаток информации об имеющихся мерах поддержки со стороны государства. На решение, в том числе и этих проблемных вопросов, нацелена деятельность всей системы торгово-промышленных палат. Если говорить о ближайшей перспективе, то мы надеемся, что уже в этом году будет, наконец, принят закон о контрольно-надзорной деятельности.

 

Несмотря на принимаемые меры, это один из чувствительных для бизнеса вопросов. Административная нагрузка, связанная с осуществлением контрольных проверок, снизилась, но лишь статистически, бизнесом это почти не ощущается. Такой результат во многом связан с тем, что возросло число внеплановых проверок. По официальным данным Минэкономразвития за 2016 год при снижении плановых проверок на 15% количество внеплановых выросло на 10%. Только в первом полугодии текущего года проведено уже более 450 тысяч внеплановых проверок.

 

Ещё один вопрос из серии «ближайшей перспективы» — это законопроект о предоставлении малому бизнесу налогового вычета в размере 18 тысяч рублей на покупку кассовой техники нового образца. Этот законопроект был принят Государственной Думой пока лишь в первом чтении, и нужно принимать его в окончательной редакции, т.к. с 1 июля 2018 года будет произведён полный охват рознично-торговой сети контрольно-кассовой техникой, обеспечивающей онлайн-передачу данных на сервера ФНС России. Мы уже обращали на этот факт внимание органов власти.

 

Ещё один важный законопроект — законопроект о неналоговых платежах, разработка которого велась на протяжении всего 2017 года, и, по сути, нам удалось добиться его принятия не в форме поправок, а в качестве отдельного закона. Ряд положений нашего собственного законопроекта легли в основу правительственного документа, разработанного Минфином и Минэкономразвития совместно с Палатой и другими объединениями предпринимателей. Именно ТПП России выступала одним из инициаторов закрепления в законодательстве единых правил установления, исчисления и взимания неналоговых платежей.

 

В законопроекте учтены практически все предложения Палаты. Например, сроки введения или изменения неналоговых платежей, а также введения или изменения форм и форматов отчётности по ним увеличены с трёх до шести месяцев. Это позволит заблаговременно подготовить всю нормативную базу для взимания платежей. Также закреплены не только права и обязанности плательщиков, но и администраторов платежей. Поддержана наша инициатива по включению в предмет регулирования законопроекта экологических платежей. Мы рассчитываем, что в окончательной редакции этот проект примут уже до конца осенней сессии Государственной думы.

 

Волнуют бизнес и долгосрочные меры, такие как экономическая политика государства, её предсказуемость и ориентация на развитие предпринимательской инициативы, реализация закона о стратегическом планировании, улучшение инвестиционного климата, появление длинных «дешёвых» денег (пока ставка ЦБ, несмотря на небольшое снижение, остаётся высокой).

 

В рамках уже среднесрочной перспективы в соответствии с поручениями, данными по итогам послания президента страны Федеральному собранию, Торгово-промышленной палатой совместно с деловыми объединениями подготовлены предложения предпринимательского сообщества в Комплексный план действий правительства России на 2017−2025 годы.

 

Сформулированные инициативы направлены на изменение структуры российской экономики, становление новых источников роста, таких как малый и средний бизнес, улучшение делового климата, повышение конкурентоспособности отечественных компаний на международной арене. Предложения также касаются совершенствования законотворческой деятельности, повышения доступности заёмных средств, прозрачности и конкурентности закупок, ускорения срока возврата НДС предприятиям-экспортёрам и ряда других вопросов.

 

К слову, некоторые наши предложения уже нашли своё отражение в законопроектах. Так, в Госдуму внесён законопроект о введении механизма страхования денежных средств малых предприятий, размещённых на счетах в банках. Максимальный размер страхового возмещения таким организациям будет аналогичен размеру страхового возмещения, установленному для вкладов физических лиц и индивидуальных предпринимателей, и составит 1,4 млн рублей. Эта инициатива присутствовала в наших предложениях в Комплексный план и неоднократно отстаивалось нами на различных площадках.

 

Ещё один чувствительный вопрос для бизнеса — избыточная отчётность. В 2017 году представители Палаты вошли в состав межфракционной группы по упрощению отчётности для малого и среднего бизнеса. Мы сформировали ряд предложений, исходя из следующего: бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах сдаётся как в ФНС России, так и в Росстат. Указанные документы готовятся по разным формам (одни утверждены ФНС, другие Росстатом), что приводит к необходимости готовить дважды одни и те же документы по разным формам.

 

Предлагаем предусмотреть возможность направления отчётности только в один орган, например, в ФНС России, а необходимые данные Росстат будет запрашивать в ФНС в рамках межведомственного взаимодействия. Предлагаем также предусмотреть единую форму отчётности по НДФЛ и страховым взносам, поскольку налогооблагаемая база у них одна.

 

Важный аспект становления малого и среднего бизнеса как одного из источников экономического роста России касается экспортного потенциала. К сожалению, наши малые и средние компании пока ещё не экспортируют свои товары и услуги в таком же объёме, как, например, предприятия Европейского союза, где около 33% МСБ ведёт экспортную деятельность. В России экспортной деятельностью занимается всего около 0,3% субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом объём в денежном выражении составляет порядка 6% от общего объёма российского экспорта.

 

По данным исследования ТПП России, среди основных барьеров, затрудняющих выход на внешние рынки, — нестабильная экономическая ситуация, недостаток финансовых средств, трудности юридического сопровождения и поиска покупателей. Потому и наиболее востребованными сегодня направлениями нашей работы в рамках поддержки экспорта являются льготное кредитование, помощь в поиске партнёров и экспортные гарантии.

 

Как Вы оцениваете бизнес-климат в России и в целом отношения государства и бизнеса, что можно было бы сделать для улучшения ситуации?

 

Если говорить об оценках, то одним из популярных инструментов оценки состояния инвестиционного климата в стране является рейтинг Doing Business Всемирного банка. В последнем рейтинге наша страна заняла 40-е место, значительно улучшив свои позиции по сравнению с рейтингами двух-трёхлетней давности, даже несмотря на изменения методологии.

 

Таким образом, можно сказать, что инвестиционной климат в России улучшается. Приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику за 2016 год увеличился в пять раз — с 6,8 до 33 млрд долларов. Тем не менее, по отдельным показателям, таким как «лёгкость международной торговли», «получение разрешений на строительство» наши позиции далеки от идеальных.

 

В целом мы наблюдаем восстановление экономики. Так, рост ВВП во II квартале текущего года составил 2,5%. Оборот внешней не нефтегазовой торговли в I полугодии 2017 г. вырос более чем на 25%. Приток прямых иностранных инвестиций увеличился почти до 14 млрд долларов.

 

Эксперты ТПП России участвуют в разработке документов, направленных на улучшение инвестиционного климата в стране. В регионах наши палаты взаимодействуют с местными администрациями, отстаивают права бизнеса, предлагают собственные инициативы. На федеральном уровне мы взаимодействуем со всеми министерствами и ведомствами, а также с органами законодательной власти.

 

Что касается отношения государства и бизнеса, то здесь, мне кажется, стоит отметить серьёзное движение в сторону того, что бизнес стали слышать. Наши представители входят в состав порядка 150 экспертных советов и рабочих групп, созданных при законодательных, исполнительных органах власти.

 

Только за последние пять лет экспертами Палаты проведена экспертиза более 400 проектов федеральных законов и иных подзаконных актов, разработано более 100 пакетов поправок к проектам федеральных законов, подготовлено более 60 «собственных» законопроектов; в рамках процедуры ОРВ на федеральном уровне рассмотрено более 4500 проектов нормативно-правовых актов, более чем по 800 сформулирована позиция палаты. ТПП РФ активно занимается разработкой антикоррупционного законодательства, привлекая к данной работе известных специалистов в области права.

 

С целью формирования благоприятной для развития предпринимательства нормативной правовой базы в ТПП РФ работают комитеты и советы, объединяющие представителей бизнеса, органов государственной власти, профессиональных союзов и научного сообщества.

 

При этом более 1100 общественных формирований созданы торгово-промышленными палатами в регионах. Экспертная площадка комитетов и советов позволяет представителям предпринимательского сообщества и органов власти обсуждать различные вопросы, вырабатывать взаимовыгодные решения и искать компромиссы.

 

Стоит признать, что не все наши инициативы и не сразу, как нам бы хотелось, пока воплощаются в жизнь. Не всегда наше экспертное отраслевое сообщество может убедить лиц, принимающих решения, в необходимости тех или иных мер для развития конкретной отрасли, но мы работаем над этим — встречаемся на площадке Палаты, обосновываем и всё чаще добиваемся нужного ответа.

 

Насколько сильно антироссийские санкции ударили по отечественному бизнесу, что помогает их успешно преодолевать?

 

К сожалению, очередной год санкционной политики подтверждает тезис прошлых лет. Негативное влияние введённых политическими кругами Запада ограничений ощущают как российский, так и зарубежный бизнес. Кризис переживает вся система мирохозяйственных отношений. Наши партнёры из Польши, Чехии, Германии, Италии регулярно жалуются на сложность ситуации, в которой они так же, как и мы, вынужденно оказались. Санкции, как и раньше, влекут за собой финансовые потери, рост безработицы и сокращение рабочих мест на европейских предприятиях.

 

Согласно данным ООН, потери стран Запада за 3 года санкций достигли 100 млрд долларов, тогда как потери России — лишь 52−55 млрд. К этому стоит добавить еще упущенную выгоду от закрытия российского рынка для западных технологий, а также потери порядка 2 млн рабочих мест со стороны европейских стран.

 

Что касается отечественного бизнеса, то для него по-прежнему закрыты западные финансовые рынки, сокращаются инвестиции. Понятно, что без участия государства преодолеть сложившуюся ситуацию было бы труднее. Но негативные последствия санкций уже удалось минимизировать, принят ряд необходимых для стабилизации ситуации мер. Имеются в виду импортозамещающие технологии, улучшение ситуации на рынке ипотечного кредитования, поддержка регионов в реализации крупных инвестиционных проектов.

 

Сегодня в полной мере заработали инструменты, направленные на поддержку экспортно-ориентированных производств по программе импортозамещения. Проекты осуществляются по линии Минпромторга, ФРП, РЭЦ.

 

В рейтинге мировой коррупции, охватывающем более 170 стран, Россия занимает место во второй сотне. Что делает система ТПП РФ по противодействию коррупции?

 

ТПП РФ является одним из ведущих бизнес-объединений, занимающихся вопросами борьбы с коррупцией. В этом направлении нами реализуется несколько проектов. Во-первых, антикоррупционная хартия российского бизнеса, инициированная ведущими деловым объединениями в 2012 году. Хартией предусмотрено внедрение компаниями специальных антикоррупционных программ и практик, которые коснутся не только ситуации внутри компаний, но также отношений с партнёрами по бизнесу и с государством, закупок на основе открытых торгов, финансового контроля, обучения и работе с персоналом, содействия правоохранительным органам и ряд других положений.

 

Участие в Хартии и последовательная реализация её положений становятся для компании подтверждением принятия надлежащих мер по профилактике коррупции, которые согласно требованиям ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязана осуществлять любая организация. На сегодняшний момент по линии ТПП РФ к Хартии присоединилось более 3300 организаций в различных субъектах Федерации.

 

Во-вторых, проект «Бизнес-Барометр коррупции» — это независимое исследование мнения предпринимателей с целью замера антикоррупционных настроений и оценки антикоррупционной политики в России. Результаты направляются в Администрацию президента, Генпрокуратуру и другие федеральные и региональные органы власти.

 

В-третьих, образовательные мероприятия в целях проведения разъяснительной работы по внедрению антикоррупционных практик. В частности, подготовлен единый сценарий интерактивной антикоррупционной лекции. Только в рамках Международного дня борьбы с коррупцией более 40 ТТПП и ТПП РФ провели 120 лекций. Также ТПП РФ активно занимается разработкой антикоррупционного законодательства, привлекая известных специалистов в области права.

 

Современные СМИ и интернет играют огромную роль в глобальной конкуренции на рынках товаров и услуг. Каким образом ТПП РФ использует возможности российских деловых СМИ и интернет-ресурсов для продвижения интересов отечественно бизнеса внутри страны и за рубежом?

 

Палата работает со СМИ по нескольким направлениям. Совместно с Союзом журналистов России мы ежегодно проводим Всероссийский конкурс журналистов «Экономическое возрождение России», цель которого — стимулирование развития экономического направления в отечественной журналистике и объективного отражения проблем становления и успехов отечественного предпринимательства. Конкурс завершается медиа-форумом, мастер-классами и награждением победителей — журналистов региональных СМИ в различных номинациях. В последние несколько лет этот форум проходит на площадке МИА Россия сегодня.

 

В системе ТПП РФ функционирует более 200 интернет-ресурсов, выпускается около 60 печатных и электронных изданий СМИ, печатаются тематические издания. Большое значение уделяется информационной работе в социальных сетях. В 2013 году были созданы и постоянно пополняются актуальным контентом страницы ТПП РФ в Facebook, ВКонтакте, Твиттер и YouTube. Ряд медиапроектов реализуются совместно с телеканалом РБК, в частности, передача «Бизнес вектор», рассказывающая о той или иной отрасли, её проблемах, путях их решения и перспективах, роли Палаты в её развитии.

 

С 2013 года у нас действует обновлённый сайт, который является не просто новостным и справочным ресурсом, но и позволяет оказывать конкретные услуги бизнес-сообществу. По сути это портал, где можно не только найти информацию о каждодневной деятельности Палаты, но и обратиться через формы обратной связи или заказать услугу для своего бизнеса в электронном виде.

 

Что касается интернет-ресурсов, в целях информационно-консультационной поддержки бизнес-сообщества Палатой был создан специальный сайт, на котором расположен перечень услуг, оказываемых сегодня торгово-промышленными палатами. Любой предприниматель из любого региона России может обратиться за помощью, заказав услугу онлайн.

 

На сайте есть специальный блок «Информационно-консультационные услуги», который включает в себя консультации по программам поддержки МСБ, консультации по законодательству и ведению бизнеса, поиск и проверку деловых партнеров, информацию о коммерческих предложениях, интерактивный календарь деловых мероприятий системы ТПП РФ. Таким образом, любой предприниматель из любой точки страны может получить поддержку в любом субъекте Российской Федерации, выбрав для получения консультации соответствующую территориальную ТПП.

 

В этом году ТПП РФ отмечает сразу несколько юбилеев 290-, 100‑ и 85-летие своей деятельности, чем характерны эти вехи предпринимательства? Каковы позиции системы ТПП РФ в современном бизнес-сообществе?

 

Что отличает ТПП РФ от других деловых объединений — то, что институт палат имеет богатую историю, восходящую к традициям обсуждения насущных проблем купцами и промышленниками ещё в царской России; в Советское время Палата выполняла функции внешнеэкономического агента государства, а уже в наше время стала деловым объединением, включающим в себя в качестве своих членов все виды бизнеса — от малого до крупного.

 

За это время не раз сменился тип государственного устройства и особенности экономического развития, и на каждом из этих этапов институт палат показывал себя как востребованный и эффективный инструмент для поддержки и развития экономики и предпринимательства. Стоит также отметить, что институт палат не сугубо локальное явление, а международная система — торгово-промышленные палаты существуют практически в каждой стране.

 

Если говорить о современном этапе работы Палаты, то более чем за 25 лет (25-летие мы отмечали в прошлом году) вся система торгово-промышленных палат проделала в своём развитии большой путь. Мы начинали вместе со всей страной учиться работать в новых экономических реалиях, перестраивали свою деятельность в рамках развития рыночной экономики, другими словами — создавали институт развития предпринимательства, которого ещё не было в стране.

 

Со временем институт торгово-промышленных палат стал «интерфейсом» или «площадкой для диалога» между бизнесом и властью (это, в частности, особенно чётко проявляется в характере работы наших отраслевых комитетов и межотраслевых советов). Мы стремимся оправдать нашу роль в качестве инструмента поддержки и защиты интересов предпринимателей всех уровней в России и за рубежом, следуя сформулированному в нашем слогане принципу «В интересах бизнеса, во благо России». И надо сказать, нам есть, чем гордиться.

 

Огромное значение для становления ТПП РФ как авторитетного и надежного партнёра государства и бизнеса сыграл Евгений Максимович Примаков, возглавлявший организацию на протяжении 10 лет. Приход Евгения Максимовича стал одним из важнейших событий для всей системы торгово-промышленных палат и позволил по-новому взглянуть на Палату — как на площадку, объединяющую представителей власти, бизнеса и общества во имя устойчивого функционирования всей экономической системы.

 

25 лет назад, в 1991 году, в работе Учредительного съезда, на котором было объявлено о создании независимой общественной некоммерческой организации, участвовало всего 18 региональных торгово-промышленных палат и несколько десятков объединений предпринимателей. Сегодня мы объединяем более 180 палат, более 52 тысяч организаций, более 300 объединений предпринимателей и коммерческих организаций, действующих на федеральном уровне, и более 500 бизнес-ассоциаций на региональном уровне являются членами ТПП России; 75% членской базы составляет малый и средний бизнес.

 

Эффективной и весьма востребованной в сегодняшних условиях является работа наших зарубежных представителей, деловых советов — двусторонних и многосторонних. Конструктивные отношения складываются с международными объединениями торговых палат: Международной торговой палатой, Всемирной федерацией торговых палат, Конфедерацией торгово-промышленных палат АТР и ряда других общепризнанных международных организаций.

 

Особым приоритетом является укрепление взаимодействия с бизнес-кругами стран — членов ШОС и БРИКС, а также сопряжение интеграционных проектов ЕАЭС и китайского проекта Экономического пояса «Шёлкового пути».

 

Ежегодно в ТПП России и за рубежом проводятся порядка 300 значимых мероприятий с участием зарубежных партнеров (конференции, деловые форумы, бизнес-миссии, круглые столы, встречи, переговоры).

 

Палата активно участвует в развитии выставочно-ярмарочной деятельности, проводит деловые миссии в зарубежные страны. Только в 2011—2015 гг. было проведено более 7,5 тысяч торгово-экономических миссий, организовано свыше 3,5 тысяч выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий.

 

Еще в 2002 году Евгений Примаков инициировал разработку закона о промышленной политике, который был принят спустя более 10 лет — в 2014 году. При активном участии экспертов Палаты ряд весьма важных, на наш взгляд, предложений были включены в итоговый текст закона, и это большое достижение. В частности, в рамках реализации данного закона был создан один из лучших институтов развития в стране — Фонд развития промышленности. Сегодня ТПП РФ оказывает постоянное содействие в реализации региональных промышленных проектов, получивших поддержку Фонда и рекомендованных системой ТПП России.

 

Ещё один несомненный успех — работа нашего Международного коммерческого арбитражного суда. Данная инстанция является авторитетной не только в среде российских, но и иностранных предпринимателей, которые нередко обращаются для урегулирования своих споров именно в МКАС.

 

ИА REGNUM/www.regnum.ru