CNY/RUB
9,1357
↑ +0,00
IMOEX
3 106,03
↓ -0,61
SSEC
3 031,23
↓ -0,28

Интервью

Интервью статс-секретаря – заместителя министра промышленности и торговли РФ Виктора Евтухова
10 февраля 2020 года

Сегодня лесопромышленный комплекс – один из наиболее активно развивающихся сегментов российской экономики. Обработка древесины и производство изделий из дерева демонстрируют стабильный ежегодный рост, а эксперты отмечают активное наращивание экспорта в отрасли. Еще несколько лет назад ситуация выглядела совершенно иначе: глубокую переработку древесины осуществляли лишь единичные предприятия, остальные же – «гнали кругляк». В интервью «Ъ» статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Виктор Евтухов рассказал, как удалось изменить этот рынок.

— За последние несколько лет в лесной промышленности России произошло много перемен. Даже для человека, не имеющего непосредственного отношения к отрасли, очевидно, что ЛПК сегодня и десять лет назад — это принципиально по-разному функционирующие отрасли. Расскажите, пожалуйста, об изменениях, произошедших в лесопромышленном комплексе.

— Развитие лесопромышленного комплекса обрело с точки зрения государства стратегическую — в прямом смысле слова — важность. Для системного развития отрасли и достижения приоритетных задач Минпромторг России совместно с представителями бизнеса и экспертного сообщества разработал Стратегию развития лесного комплекса до 2030 года. На сегодняшний момент отрасль уверенно демонстрирует рост.

В 2018 году совокупная выручка лесопромышленных компаний России составила около 1,8 триллиона рублей. Это на 19% больше по отношению к 2017 году. Прогноз совокупной выручки на 2019 год — 1,9 триллиона рублей (это — плюс 5% по отношению к 2018 году).

Активно развиваются практически все сегменты лесопромышленного комплекса. Производство пиломатериалов в 2018 году по отношению к предыдущему году увеличилось на 7,4%, ДВП — на 11,1%, ДСП — на 22,3%, топливных брикетов — на 44,4%, деревянных домов заводского изготовления — на 24,8%. А за 9 месяцев 2019 года по отношению к 2018-му производство пиломатериалов выросло уже на 15,4%, ДВП — на 6,8%, ДСП — на 5%, мебели — на 12,09%, шпона для фанеры — на 16,2% и, собственно, фанеры — на 5%.

Президент РФ Владимир Путин своим указом поставил цель — за ближайшие шесть лет удвоить объемы несырьевого неэнергетического экспорта до 250 млрд долларов. В лесопромышленном комплексе России мы уже наблюдаем положительную тенденцию: долю экспорта «кругляка» от общего объема заготовки удалось снизить в три раза — до 7,8% . Отрасль готова предлагать внешнему рынку высококачественный продукт по конкурентоспособным ценам. Мы планируем, что благодаря увеличению доли производства продукции глубокой переработки древесины, вклад отрасли в ВВП вырастет в два раза с 0,5% до 1,0% (с учетом мультипликативного эффекта в полтора раза с 2,2% до 3,3%).
 
— Каким образом государство сегодня помогает отрасли? Какие меры повлияли на такой качественный рывок?

— Для нас важно развивать переработку и оказывать как регуляторные, так и субсидиарные меры поддержки созданию новых производств. На сегодняшний день именно реализация механизма приоритетных инвестпроектов позволила нам создать новые мощности по производству экспортной и импортозамещающей продукции и выйти на принципиально новый уровень в отрасли. ПИПы доказывают свою эффективность уже на протяжении более чем 10 лет и позволяют обеспечить инвестиционные проекты лесосырьевыми ресурсами на безаукционной основе и фактически по минимальным ставкам за аренду лесных участков. По примерным подсчетам инвестор платит в 5–8 раз меньше рыночной стоимости древесины. Отдельно отмечу, что такие проекты не только способствуют активному развитию промышленности, но и обеспечивают занятость большого количества специалистов.

Мы продолжаем реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, позволяющих инвестору на льготных условиях получить участки в долгосрочную аренду. В Перечне находится 157 проектов с размером расчетной лесосеки 86,8 млн кубометров. 41 проект реализован, 71 — уже завершен. На эту часть было направлено более 332 млрд рублей. Это 56,6 млн кубометров выделенной расчетной лесосеки. Суммарный объем инвестиций в лесопромышленный комплекс России превысил 430 млрд рублей. Наибольшие перспективы связаны с реализацией проектов по созданию ЦБК: именно целлюлозно-бумажная промышленность обеспечивает наиболее глубокую переработку древесины, а спрос на ее продукцию растет с каждым годом. Сейчас мы рассматриваем сразу несколько потенциальных инвестиционных проектов по созданию ЦБК с общим объемом инвестиций более 420 млрд рублей и планируемым объемом выпуска готовой продукции в размере 3,3 млн тонн целлюлозы в год.

— Часть инвесторов в рамках реализации программы приоритетных инвестиционных проектов на деле затягивают строительство перерабатывающих предприятий. Какие меры контроля и какие санкции можно применять в этих ситуациях к инвесторам?

— Совершенно верно, такая проблема существует, и Минпромторг России занимает в этом вопросе принципиальную позицию. Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов сегодня — ключевой механизм поддержки предприятий леспрома. Инвестор под обязательства построить новые мощности по глубокой переработке древесины получает в долгосрочную аренду лесные участки без аукциона и по льготной ставке платы (50%). При этом нужно чётко понимать, что заготовка древесины возможна не ранее, чем за полгода до ввода перерабатывающих мощностей в эксплуатацию, когда основные строительные работы уже завершены и их реализацию можно проверить.

В механизме постановления заложено, что основное бремя по контролю лежит на регионе. В 2019 году мы начали большую комплексную проверку всех проектов в регионах. Оказалось, что существенную часть нарушений допускают сами субъекты: не всегда лично проверяют строительство новых предприятий, не отслеживают платежи арендной платы за лес, не вовремя и некачественно предоставляют отчеты о ходе реализации проектов.

Сотрудники Минпромторга за полгода проверили 16 проектов в самых разных регионах страны: от Северного Кавказа до Дальнего Востока. Были разосланы письма всем губернаторам, на территории которых реализуются проекты. В данном вопросе мы активно взаимодействуем и с Генеральной прокуратурой, и с ФСБ России. Мы выявили достаточно ощутимое количество нарушений. В самых запущенных случаях были приняты жесткие решения: проекты исключены из перечня.

И регионы, и инвесторы сейчас понимают серьезность требований по ПИПам. А Минпромторг продолжит строго контролировать порядок в лесопромышленном комплексе. Отдельно хочу отметить, что 8 марта 2018 г. вступило в силу постановление правительства РФ № 190, где прописан порядок предоставления льготы за пользование лесными участками (от 3 до 10 лет в зависимости от объема инвестиций в проект). К рубке леса инвестор допускается тогда, когда до запуска перерабатывающего производства остается меньше полугода. В мае 2019 были изменены требования в части минимального объема инвестиций с 500 млн руб. до 2 млрд рублей по проектам, предполагающим модернизацию мощностей, и с 750 млн руб. до 3 млрд. рублей по проектам создания новых производств. А это значит, что в лес придут крупные, уверенные инвесторы, которые серьезно подойдут к своим обязательствам.

— А что можно сказать о Дальнем Востоке в плане экспорта продукции леспрома? Достаточно ли эффективно реализуются в этом регионе страны меры государственной политики в отношении лесопромышленного комплекса России?

— Дальнему Востоку, с территории которого 42% заготовленных лесоматериалов до сих пор экспортируется в необработанном виде (остальные субъекты Российской Федерации направляют на международный рынок, в основном, переработанную продукцию), мы уделяем особое внимание. Для изменения ситуации в русле общегосударственной политики Минпромторг России поступательно вводит заградительные меры против экспорта круглого леса с территории Российской Федерации. Эти заградительные меры плавно трансформируют рынок круглых лесоматериалов, сложившийся в Дальневосточном федеральном округе, от «сырьевой» модели к перерабатывающей.

Так, чтобы сократить дальнейший экспорт кругляка действует постановление Правительства Российской Федерации в соответствии с которым в 2018 году была введена тарифная квота на вывоз круглого леса дальневосточных пород древесины (ели аянской, пихты белокорой и лиственницы даурской). Причём эта квота — исключительно для предприятий, которые создали перерабатывающие мощности, а также осуществляли экспорт продукции лесопереработки. Для таких предприятий предусмотрена сниженная ставка вывозной таможенной пошлины в 13% (при ежегодном общем объёме квоты на вывоз 4 млн куб. м).

Для остальных предприятий Дальнего Востока мы предоставили возможность создать лесоперерабатывающие мощности и предусмотрели отлагательный поэтапный ввод повышающих ставок вывозных таможенных пошлин вне квот: 40% в 2019 году, 60% в 2020 году, 80% в 2021 году. В 2018 году уровень экспорта необработанной древесины в ДФО еще оставался на уровне предыдущих лет и составлял 6,9 млн куб. м. Однако за 9 месяцев 2019 года мы наблюдаем снижение объемов экспорта необработанных лесоматериалов с территории Дальнего Востока на 27% по сравнению с 9 месяцами 2018 года.

Безусловно, мы понимаем, что лесной рынок в данном регионе не перестроится на переработку сырья одномоментно, и потребуется время для создания деревообрабатывающих мощностей. Тем не менее, за 9 месяцев 2019 года мы наблюдаем рост перерабатывающего производства в натуральном выражении (относительно соответствующего периода 2018 года): пиломатериалы + 10%, фанера + 29%, бумага и картон + 30%, целлюлоза + 12%, гранулы топливные (пеллеты) + 12%, мебель + 10%.
 
КоммерсантЪ/www.kommersant.ru