Cостоялось V заседание комитета по сельскому хозяйству и рыбопромышленной отрасли Российско-Китайского Делового Совета
9 октября 2024 года Аппарат РКДС провел V-е заседание Комитета по сельскому хозяйству и рыбопромышленной отрасли Российско-Китайского Делового Совета (далее – Комитет).
Ежегодное заседание открыл Евгений Маркин, Исполнительный директор РКДС, выступив с приветственным словом к участникам заседания, в котором он отметил актуальность проведения данной рабочей встречи и передал приветственное слово Директору департамента международного сотрудничества и развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России, Марковичу Максиму Валерьевичу.
Максим Валерьевич также поприветствовал участников заседания и поблагодарил РКДС за содействие в развитии российско-китайской торговли сельскохозяйственной продукцией: «Прежде всего хочу отметить, что благодаря совместной работе Минсельхоза России и Российско-Китайского Делового Совета удается успешно развивать и укреплять прямые контакты между бизнес структурами России и Китая, деятельность которых оказывает непосредственное влияние на уровень двустороннего товарооборота, и мы видим это непосредственно от бизнес структур нашей страны».
После чего Савелий Карпухин, генеральный директор Русской Рыбопромышленной Компании, председатель комитета по сельскому хозяйству и рыбопромышленной отрасли, выступил на V-м заседании Комитета и поднял вопрос расширения экспортного потенциала и увеличения объема экспортных поставок рыбной продукции.
При ввозе российской рыбной продукции в КНР применяются ставки ввозных таможенных пошлин согласно режиму наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле в рамках членства во Всемирной торговой организации (ВТО) в размере 7% для продукции рыбной переработки – филе и сурими, а также для живых крабов. При этом в отношении ввозимого в КНР рыбного сырья для последующей переработки на территории КНР – мороженного минтая – КНР в одностороннем порядке снизила ставку ввозной таможенной пошлины до 2%. В целях стимулирования экспорта российской рыбной продукции было предложено проработать возможность установления двустороннего российско-китайского паритетного механизма временных «предпочтительных» ставок таможенных пошлин в отношении мороженых рыбных филе и сурими минтая, крабов.
Механизмом временных «предпочтительных» ставок предлагается установить ввозные таможенные пошлины на уровне 0% от таможенной стоимости соответствующих товаров на период 2 года до достижения объема их ввоза в стоимостном выражении до 20 млн. долларов США в первый год, до 35 млн. долларов США во второй год. При превышении указанного уровня будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с РНБ и Единым таможенным тарифом ЕАЭС.
Ряд стран – конкурентов Российской Федерации в части поставок рыбной продукции на мировом рынке имеют значительно более льготные условия (предусматривающие снижение ставки ввозной таможенной пошлины до 0%) при ввозе рыбной продукции в КНР на основании соглашений о свободной торговле, либо положений иных двусторонних договоров, заключенных с КНР.
Ввоз в КНР российской рыбы и рыбной продукции важен для обеспечения развития российского экспорта продукции АПК, в структуре которого они занимают по стоимости третье место.
КНР находится на первом месте в российском экспорте рыбной продукции как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
В рамках паритетного подхода и принципа взаимности рассматривается целесообразным предложить Китайской стороне временное снижение ставок таможенных пошлин, применяемых при ввозе в Российскую Федерацию товаров с учетом их национальных экономических интересов.
Для российской рыбной продукции снижение ставок ввозных таможенных пошлин в КНР приведет к снижению ее внутренней цены в КНР и к увеличению объемов ее поставок на китайский рынок с ростом стоимости экспорта за счет конкурентных условий с рыбной продукцией других стран.
Оценочно, объем уплаченных ввозных таможенных пошлин на российскую минтаевую продукцию и крабов в КНР в 2023 г. составил около 70 млн. долларов США. За аналогичный период объем таможенных пошлин, уплаченных при ввозе в Российскую Федерацию китайских судовых двигателей и тракторов для сельскохозяйственных работ, составил 2,2 и 13,4 млн. долларов США, соответственно.
В целях проработки механизма введения временных «предпочтительных» ставок таможенных пошлин была высказана просьба к руководству РКДС предложить в рамках совместной работы Комитетов РКДС определить заинтересованность в возможном снижении ставок ввозных таможенных пошлин на китайские товары в Российской Федерации и перечень этих товаров (например, судовых двигателей, сельхозтехники и пр.) для паритетного снижения ввозных таможенных пошлин на российскую рыбную продукцию в Китайской Народной Республике, а также обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой о возможности установления такого механизма.
В заключительной части Евгений Маркин, Исполнительный директор РКДС, довел до участников заседания информацию о проделанной работе Аппарата РКДС на 10-й Международной выставке рыболовства и морепродуктов в городе Гуанчжоу, а также уведомил о проведении в марте 2025 года совместно с Китайским комитетом содействия международной торговле при поддержке Генерального консульства Российской Федерации в Гуанчжоу 3-го российско-китайского Делового Форума в городе Гуанчжоу (провинция Гуандун, КНР).
По окончании заседания было согласовано проведение в 2025 году следующего (VI-го) заседания Комитета по итогу исполнения решений, принятых в ходе прошедшего заседания.