3 августа 2021

Где собрались строить угольный мегапорт в Хабаровском крае?

Идея прокладки частной железной дороги из Якутии к побережью Хабаровского края и строительства угольного порта в районе Чумикана была озвучена в начале июля и поддержана президентом Путиным.

Суть проекта в том, что растут отгрузки с Эльгинского угольного месторождения, и чтобы снизить нагрузку на БАМ, нужна альтернативная схема доставки топлива на экспорт. Реальная ли это затея — выяснил DVHAB.ru.

Альберт Авдолян, владелец компании «Yota» и ряда угольных активов, предложил за свой счет, без привлечения бюджетных средств, проложить железную дорогу севернее БАМа протяженностью порядка 500 км, пропускной способностью — 30 млн тонн ежегодно. Кроме того, предполагается строительство угольного порта в районе Чумикана.

Реализация проекта позволит разгрузить БАМ и Транссиб, в два раза сократит маршрут транспортировки топлива из Якутии в Хабаровский край (сейчас его везут до Ванино по перегруженной магистрали). По предварительным оценкам, строительство железнодорожной ветки и терминала займет, порядка, пяти лет. Стоимость составит  2,5-3 млрд долларов. Проект рассчитывают окупить в течение десяти  лет при ежегодных поставках по новой ветке, минимум, 22,5 млн тонн угля.

По мнению экспертов, саму железную дорогу технически можно построить, но серьезные проблемы будут связаны с созданием порта. Условия судоходства в Чумикане и его окрестностях самые сложные в Хабаровском крае. Навигация начинается только в конце июня — начале июля и продолжается два-три месяца. Из-за особенностей гидрологии и розы ветров этот «угол» Охотского моря на долгое время забивается льдами. Еще одна проблема — мелководье и очень сильные приливы-отливы.

Поэтому в Тугуро-Чумиканском районе нет ни одного порта. Баржи становятся под разгрузку в нескольких километрах от берега, груз с них переваливают на плоскодонные суда — плашкоуты. Во время прилива они подходят к берегу, во время отлива их разгружают. А затем капитаны ждут нового подъема, чтобы повторить операцию.

Однако одно место, позволяющее построить порт возле Чумикана все же имеется. Находится оно, примерно, в 25 км севернее райцентра.

— В Чумикане, действительно, порт построить невозможно из-за мелкого моря и сильных приливов, до 8 метров. Во время отливов вода уходит на 5 километров. Но севернее, примерно в 25 км есть скалистые места, где море у берега имеет большую глубину и где спокойно может подойти судно, я сам там был. Единственное, строителям порта сильно придется «зарезаться» в скалы. Ледовые поля — тоже проблема, у нас условия такие, что их со всего Охотского моря к нам прибивает. Но, я думаю, инициаторы проекта решат этот вопрос, если захотят — закупят суда ледового класса, — рассказал депутат Тугуро-Чумиканского районного собрания депутатов Юрий Мусатов.

Он отметил, что с постройкой железной дороги тоже будут проблемы, но не критичные.

— Места там безлюдные, по маршруту сложные условия — мари, болота. Но есть и старые зимники по хребтам, оставшиеся от артелей. Я думаю, проектировщики посчитают, посмотрят, найдут оптимальные вариант. Ничего страшного там нет, БАМ, примерно, в таких же условиях построили. А уголь на Эльге коксующийся, дорогой, Авдоляну есть, за что бороться, — сказал Юрий Мусатов.

Отметим, что пока никаких официальных документов о возможном строительстве в район не поступало. Насколько известно, нет их ни в правительстве края, ни в администрации портов Охотского моря и Татарского пролива. При этом компания «А-Проперти» Альберта Авдолянауже имела планы на Хабаровский край.

Речь шла о строительстве угольного терминала под Советской Гаванью. Проект тогда столкнулся с обструкцией местного населения, поскольку под стройку планировалось забрать популярный пляж. В итоге, от проекта отказались. В Тугуро-Чумиканском районе таких проблем не предвидится за неимением населения по предполагаемой трассе и в районе будущего порта.

Кстати, этот район является самым малонаселенным и труднодоступным в Хабаровском крае. При размерах, сравнимых с Венгрией, там проживает, порядка, 2000 человек. Если планы по строительству магистрали и порта реализуются, Тугуро-Чумиканский район окажется в уникальной ситуации. При отсутствии стабильного круглогодичного наземного сообщения с «материком», туда придет чисто грузовая частная железная дорога, которая пройдет вдали от населенных пунктов и не будет служить для перевозок населения и социальных грузов.

Напомним, что в Хабаровском крае уже заявляли о грандиозном плане по постройке частной железной дороги по труднодоступной местности. Несколько лет назад в Хабаровске объявились люди, которые заявили, что они за полтриллиона рублей построят железную дорогу Хабаровск-Самарга — по кратчайшему направлению к Японскому морю. Через год «железнодорожники» тихо испарились без следа.

VestiRegion.ru / vestiregion.ru