Китай стремится к разработке комплекса мер политики для повышения устойчивости экономики
Осознавая серьезность вызовов как внутри страны, так и за рубежом, Китай стремится разработать комплекс мер политики, включая диверсифицированные монетарные инструменты, бюджетную поддержку и твердую приверженность открытости, чтобы поддерживать функционирование экономики в рациональном диапазоне.
Благодаря сравнительно низкой исходной базе и ускоренному восстановлению после пандемии коронавируса, ВВП КНР в первой половине 2021 года вырос на 12,7 проц. в годовом исчислении, но очередные всплески заболеваемости COVID-19 и дисбаланс в восстановлении между регионами по-прежнему требуют большего внимания к прессингу нисходящей тенденции экономического роста.
Указав на наличие сдерживающих факторов на ключевом заседании на прошлой неделе, Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая /КПК/ подчеркнуло необходимость поддержания последовательности, стабильности и устойчивости макроэкономической политики и эффективной координации для согласования политик в период 2021-2022 гг.
КРОСС-ЦИКЛИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
На заседании была подчеркнута важность «кросс-циклического регулирования» в макроэкономической политике — термине, который аналитики толкуют как уделение особого внимания повышению устойчивости экономики в краткосрочной перспективе при сохранении пространства для маневра в политике на случай неопределенностей в будущем.
Активная фискальная политика должна дать больший эффект, в то время как взвешенная монетарная политика должна обеспечить разумную достаточность ликвидности и поддерживать дальнейшее восстановление деятельности средних и малых предприятий, а также испытывающих трудности отраслей.
«Мы считаем, что политика станет более дискреционной, и нам не следует ожидать быстрого смягчения политики в ближайшем будущем», — говорится в исследовательском отчете, подготовленном China International Capital Corporation Limited.
Центральный банк Китая в июле снизил норму обязательных резервов /RRR/ на 50 базисных пунктов для соответствующих финансовых учреждений, чтобы снизить затраты на финансирование и стимулировать развитие реального сектора экономики.
Nomura Securities полагает, что вероятность очередного снижения RRR ограничена, и ЦБ, возможно, предпочтет использование низкопрофильных инструментов для вливания долгосрочной ликвидности.
Что касается налогово-бюджетной сферы, то выпуск государственных облигаций в этом году был относительно медленным, так как относительно сильная динамика экономического роста снизила потребность в бюджетной поддержке.
«Мы считаем, что квота на выпуск облигаций местных правительств может остаться недоиспользованной в 2021 году, а выпуск может продолжиться к началу 2022 года для поддержки экономического роста в начале следующего года», — говорится в отчете CICC.
ОТКРЫТОСТЬ ВНЕШНЕМУ МИРУ НА ВЫСОКОМ УРОВНЕ
На состоявшемся 30 июля заседании Политбюро ЦК КПК была подтверждена приверженность Китая политике внешней открытости на высоком уровне и высококачественному развитию инициативы «Пояс и путь».
«В Китае в основном созрели условия для содействия открытости внешнему миру на высоком уровне», — отметил аналитик China Everbright Bank Чжоу Маохуа, обращая внимание на углубляющуюся структурную реформу в сфере предложения и совершенствующиеся законы и нормативные акты о надзоре в стране.
С начала 2021 года Китай расширяет открытость внешнему миру конкретными мерами. Только в июле Китай пообещал приложить активные усилия по повышению уровня финансовой открытости на основе негативного списка, опубликовал руководящий документ по поддержке реформ и открытости высокого уровня в новом районе Пудун города Шанхай, а также выпустил негативный список в области трансграничной торговли услугами в островной провинции Хайнань на юге Китая, который является первым в стране негативным списком в данной области.
Несмотря на сложные и серьезные внешние условия, торгово-экономическое сотрудничество Китая с другими странами и регионами по-прежнему процветает. Аналитики полагают, что такая динамика будет сохраняться, поскольку экономика создает больше возможностей, а ее двери открываются шире и шире.
В первой половине этого года внешняя торговля страны преодолела вызовы, брошенные эпидемией, и стала важной опорой для международной логистической цепочки поставок. По маршрутам международных ж/д грузоперевозок Китай-Европа курсировали в общей сложности 7 377 грузовых поездов, что на 43 проц. больше, чем за тот же период прошлого года. По состоянию на конец июня по этим маршрутам было отправлено около 94 тыс. тонн противоэпидемических грузов, что оказало содействие глобальным усилиям по борьбе с пандемией COVID-19.
Согласно официальным данным, в течение этого периода темпы роста стоимости торговли Китая с его тремя основными торговыми партнерами — АСЕАН, ЕС и США — составили 27,8 проц., 26,7 и 34,6 проц. соответственно.
Объем торговли между Китаем и странами, расположенными вдоль «Пояса и пути», вырос на 27,5 проц. в годовом исчислении и составил 5,35 трлн юаней /827,5 млрд долл. США/, в то время как торговля со странами Регионального всеобъемлющего экономического партнерства выросла на 22,7 проц. в годовом исчислении.
Иностранные инвесторы по-прежнему выражают уверенность в открытости Китая. По данным Министерства коммерции КНР, в первой половине этого года прямые иностранные инвестиции в континентальную часть Китая выросли на 33,9 проц. в годовом исчислении до 91 млрд долл. США, что является самым высоким показателем темпов роста почти за 10 лет.
Синьхуа / russian.news.cn