Компании обязали отчитываться о выбросах парниковых газов
Закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» приняла Государственная Дума. Согласно этому документу правительство будет устанавливать целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов с учетом их поглощения в лесах. Отныне крупные эмитенты парниковых газов должны ежегодно до 1 июля отчитываться о таких выбросах.
Как следует из документа, компании, у которых объем выбросов углекислого газа составляет 150 тыс. т и более будут обязаны предоставлять данные о выбросах с 1 января 2023 г. Компании, у которых этот объем составляет 50 тыс. т и более, подпадают под регулирование с 1 января 2024 г. и будут предоставлять отчеты с 1 января 2025 г. По мнению руководителя проектов FSC России Михаила Карпачевского, крупные лесопереработчики, такие как ЦБК имеют достаточно большой объем выбросов и могут подпасть под эти нормы.
Пока целевой показатель в законе не прописан, его в дальнейшем определит кабинет министров. Устанавливаться он будет с учетом поглощения парниковых газов в лесах.
«Законопроект «Об ограничении выбросов парниковых газов» по сути лишь нормативное регулирование и не содержит многих важных деталей, – считает Михаил Карпачевский. – Он обязывает крупных эмитентов отчитываться перед госорганом о том, сколько они выбрасывают парниковых газов. При этом Правительство РФ устанавливает показатели по выбросам для разных отраслей экономики. И пока не понятно, как эти квоты будут распределяться между конкретными компаниями, как будет происходить переход от страновых и секторальных показателей по снижению и по выбросам углекислого газа на уровень отдельных предприятий. Возможно появятся какие-то пояснения в нормативных актах».
Также по словам эксперта в законопроекте не прописано как будут учитываться выбросы углекислого газа в лесах. Возможно для этого в дальнейшем будут приняты нормативные документы. «На сегодняшний день единственные документальные данные о том, сколько углерода находится в древостое – это материалы отчета лесного фонда, – поясняет Михаил Карпачевский. – Однако их качество и свежесть оставляют желать лучшего. Существенная часть этих материалов отражает ситуацию 25–30-летней давности. И для периодического учета они просто не годятся. Вторая проблема – большой недоучет потерь углерода связанных с лесными пожарами. Если ориентироваться на официальную статистику, то возможно в целом по России будет поглощение углерода, а если использовать данные из независимых источников, то может оказаться, что в какие-то годы Россия была крупным эмитентом парниковых газов». Еще один важный, по мнению Михаила Карпачевского, момент – будут ли учитываться выбросы углерода, содержащегося в почве.
Одна из идей законопроекта – формирование углеродного рынка. «У компаний, которые не полностью используют углеродные единицы, либо активно занимаются лесовосстановления появляется возможность продавать углеродные кредиты тем эмитентам, которые не вписываются в установленные квоты, – говорит эксперт. – Скорее всего это будет распространяться не на посадку лесов, которые потом будут вовлечены в оборот, а на создание лесов для восстановления облесения и т.п. Но пока не понятно будет ли учитываться качество лесовосстановления. А также можно ли будет рассматривать природоохранную деятельность и сертификацию FSC как вклад в сокращение выбросов. Конечно, здорово если такой рынок будет запущен, однако у нас есть сомнения в том, что все пойдет по плану».
ЛЕСПРОМ / lesprom.com