5 августа 2021

Общую стоимость проектов под инвестквоты Росрыболовство оценивает в 213 млрд рублей, из которых почти 88% приходится на новый флот

Общую стоимость проектов под инвестквоты Росрыболовство оценивает в 213 млрд рублей, из которых почти 88% приходится на новый флот. Отличительной чертой первого этапа программы инвестквот стал сильный уклон в сторону флота: три четверти ресурсов предназначались для стимулирования строительства судов. Это позволило загрузить российские верфи, обеспечив их заказами до 2025 г. По мнению большинства рыбаков, на втором этапе программы сфокусироваться стоит уже на развитии береговой, а не морской переработки.

В рамках круглого стола, организованного Минвостокразвития совместно с Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики в рамках подготовки  ВЭФ-2021, представители рыбопромышленных, судостроительных, финансовых организаций и дальневосточных регионов обсудили механизм инвестквот.

На сегодняшний день единой позиции в рыбной отрасли по инвестквотам так и не сложилось.

За пять лет из 20% общего допустимого улова водных биоресурсов, отведенных на квоты для инвестиционных целей, распределено 17%, еще 3% находятся в стадии реализации, отчитался замруководителя Росрыболовства Хасан Лихов. В результате план по строительству рыбоперерабатывающих заводов практически выполнен: 20 предприятий уже работают, еще один завод готов к приемке и вводу в эксплуатацию, а три проекта достраиваются и будут сданы в следующем году. Однако, судов сдано всего пять, по данным Минвостокразвития, в финальной фазе строительства находятся около двух десятков судов. 

По мнению отрасли, вторая волна инвестквот должна включать в себя возможность строительства крупнотоннажных судов, которые будут иметь возможность глубокой переработки на самом судне. 

Главным эффектом крабовых аукционов можно назвать обеление отрасли, что позволяет рассчитывать на новые меры господдержки.

Представители финансовых институтов предполагают, на втором этапе попросили учитывать последствия изъятия ресурса под инвестквоты, поскольку это означает потерю исторических квот компаниями, которые имеют обязательства перед банком, и расширить доступные механизмы финансирования, например, за счет лизинговых схем. Среди инициатив от бизнеса — включить в перечень объектов инвестиций инфраструктурные проекты, например по строительству холодильников или причалов, а также проекты, направленные на расширение сырьевой базы или вовлечение новых объектов в промысел.

Первый заместитель гендиректора Русской рыбопромышленной компании (компания-член Делового Совета) Савелий Карпухин подчеркнул, что для отдельных прибрежных промыслов, например, донно-пищевых видов рыб, малые суда или заводы могут быть оптимальным решением, однако для промысла минтая, крупнейшего в Российской Федерации, РРПК «однозначно голосует за строительство крупнотоннажных траулеров-процессоров» как за самое эффективное решение.

«Извлечь максимум стоимости из каждой тонны национальных водных биоресурсов на территории страны — это основная задача отрасли, которая должна найти отражение в отраслевом регулировании. Именно морская переработка позволяет достигнуть максимальных экономических результатов при промысле минтая и обеспечить максимальный вклад отрасли в ВВП. Говоря о задачах трудоустройства и закрепления людей в приморских регионах, он отметил, что «важно не просто создавать рабочие места, а увеличивать эффективность, производительность труда», — заявил Савелий Карпухин.