Уголь активировался
Экспортная цена на российский энергетический уголь в Азию превысила $100 за тонну, что в последний раз наблюдалось в 2018 году. Уголь с ценовых минимумов в 2020 году уже подорожал в два раза на фоне холодной зимы в Северном полушарии и ограничений Китая на поставки австралийского угля. Российские компании увеличивают добычу и погрузку, которая в апреле показала второй в истории месячный результат после апреля 2018 года. Однако аналитики предупреждают о возможной скорой коррекции цен.
Цены на российский энергетический уголь при экспорте в Азию превысили $100 за тонну, рассказали “Ъ” участники рынка. Уголь 6000 на базисе FOB порт Восточный с начала года подорожал с $79 до $107,5 за тонну на середину мая. Менее калорийный уголь 5500 подорожал с $70 до 101,3$. Столь высокие цены — редкость даже в исторической перспективе. В последний раз цены на энергетический уголь 6000 FOB Восточный выше $100 наблюдались в мае—октябре 2018 года, а до этого — с апреля 2010 года по июнь 2012 года.
Энергетический уголь находился на низких значениях в течение всего 2020 года, когда произошел спад промышленного производства из-за COVID-19. Во втором квартале были обновлены многолетние минимумы: в Европе цена была ниже $40, а в Азии — $50. Во второй половине года ситуация изменилась из-за роста цен на газ и перебоев с поставками колумбийского угля из-за забастовки на разрезе Cerrejon. Наконец, резкий толчок ценам дали холодная зима вкупе с решением Китая ограничить импорт австралийского угля из-за политических разногласий.
Аналитики УГМК, в состав которой входит «Кузбассразрезуголь», говорят, что сформировавшийся структурный и ценовой дисбаланс на региональных угольных рынках стал скорее результатом неконтролируемых нерыночных факторов в виде низких температур в Северном полушарии зимой 2020–2021 годов и политически мотивированных торговых ограничений со стороны Китая, которые привели к перераспределению товарных потоков как в Тихоокеанском бассейне, так и в Атлантическом. В Австралии слабые продажи в Китай привели к росту запасов в портах, что окажет давление на рынок. По мнению аналитиков УГМК, растущая динамика рынка потеряет импульс к середине года.
Угольные компании ожидаемо пытаются воспользоваться конъюнктурой рынка. В СУЭК сообщили “Ъ”, что нарастили добычу в первом квартале на 5%, до 29,1 млн тонн, а экспорт — на 11%, до 13,9 млн тонн. «Кузбассразрезуголь» отчитался о сокращении добычи угля на 6,7%, до 9,5 млн тонн, о росте отгрузок на 10% в сравнении с первоначальными планами.Как сообщили “Ъ” в Минэнерго, в январе—апреле добыча энергетического угля увеличилась на 6,2%, до 108,8 млн тонн.
Динамика погрузки коррелирует с ценами на уголь, но не прямо. Например, взрывной рост погрузки, когда среднемесячный прирост превосходил 9%, наблюдался в 2017 году. В 2018 году, когда цены достигли пика, он замедлился, хотя в отдельные месяцы выходил за 8%. За четыре месяца 2021 года погрузка угля выросла к провальному 2020 году на 7,3% (123,3 млн тонн). Это все еще меньше, чем в 2018 году и в беспрецедентном с точки зрения объемов 2019 году (125,6 млн и 128 млн тонн соответственно), однако больше, чем в предшествовавшие им годы. При этом в апреле погрузка угля скакнула на 13% к тому же месяцу годом ранее. Апрель 2021 года займет второе место по объему погрузки угля с 2014 года: слегка превосходящий объем (31,3 млн тонн) наблюдался только в апреле 2018 года, в остальное время был ниже.
Управляющий директор рейтингового агентства НКР Дмитрий Орехов говорит, что в ближайшее время цена на энергетический уголь не будет падать ниже $100 за тонну в силу высокого спроса в АТР. Поддержку ценам на энергетический уголь в ближайшие месяцы также окажет рост цен на газ, что, возможно, приведет к переходу на уголь некоторых производителей электроэнергии в США и Европе. Директор практики по работе с предприятиями металлургической и горнодобывающей отраслей КПМГ в России и СНГ Антон Болотов добавляет, что коррекция возможна в ответ на восстановление добычи угля, которое последует за ростом цен. Для российских угольщиков рост цен приведет к увеличению прибыли и подкрепит их планы по наращиванию добычи в среднесрочной перспективе.
Евгений Зайнуллин, Наталья Скорлыгина
Коммерсантъ / kommersant.ru