Совместная разработка широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета нового поколения CR929

  • Проект реализуется ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» («ОАК») и «Китайская корпорация гражданского авиастроения» (COMAC)
  • В соответствии с мастер-планом проекта сроки первого вылета CR92 намечены на 2023-2025 год с прохождением испытаний в течение 2-3 лет
  • Общие затраты на разработку самолета CR929 оценивались в 13 млрд долларов
  • Потенциальный объем поставок составит порядка 1000 машин в течение 25 лет

CR929 – широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет нового поколения, над которым совместно работают авиастроители России и Китая в лице компаний ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» («ОАК») и «Китайская корпорация гражданского авиастроения» (COMAC). Это самый высокотехнологичный проект в портфеле общих партнерских проектов двух государств. 
 
В мае 2014 года ПАО «ОАК» и COMAC подписали Меморандум о сотрудничестве по программе нового пассажирского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета.
 
Правительство РФ и Правительство КНР в июне 2016 года подписали Соглашение о сотрудничестве по совместной реализации Программы разработки, производства, коммерциализации и послепродажного обслуживания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и создаваемого на его основе семейства самолетов.
 
В мае 2017 года в Шанхае зарегистрировано совместное предприятие ПАО «ОАК» и СОМАС – CRAIC (China-Russia Commercial Aircraft International Corp. Ltd.). СП выполняет функцию оператора программы CR929. Сферы ответственности СП – производство, реализация, послепродажное обслуживание, маркетинг, бизнес-планирование и управление программой.
 

В ноябре 2019 года на авиасалоне China Airshow в Чжухае CR929 впервые предстал перед публикой в виде полномасштабного макета. В России самолет впервые был представлен на МАКС-2019.
 
Работы над новой машиной разделены географически: в России разрабатывают центроплан и консоли крыла с механизацией, а в Китае – фюзеляж и оперение. Также российские инженеры будут отвечать за авионику и работу систем управления.

В 2020 году продолжался этап разработки эскизного проекта самолета и выбора основных поставщиков бортовых систем. Этот этап должен завершиться прохождением 3-го контрольного рубежа программы (Gate 3).

Далее последует этап Gate 4, на котором должны быть закончены все экспериментальные работы, связанные с выбором профиля крыла, параметров его механизации, работы по обоснованию выбора конструкционных материалов и связных с этим конструкторских решений. По результатам выбора поставщиков будет проводиться интеграция бортовых систем – механической, электрической, по обмену данными и т.п.

В соответствии с мастер-планом проекта сроки первого вылета CR92 намечены на 2023-2025 год с прохождением испытаний в течение 2-3 лет.

Общие затраты на разработку самолета CR929 оценивались в 13 млрд долларов, с учетом подготовки серийного производства и создания системы сервисного обслуживания – до 20 млрд. долларов.

Окончательная сборка авиалайнеров CR929 будет осуществляться в Шанхае, на площадях авиаконцерна COMAC.

По проекту должны быть созданы 3 модификации нового авиалайнера: 

  • CR929-500 (укороченная версия) — 250 пассажиров в 3-классной компоновке, дальность полета 14000 км;
  • CR929-600 (базовая версия) — 280 пассажиров в 3-классной компоновке, дальность полета 12000 км;
  • CR929-700 (удлиненная версия) — 320 пассажиров в 3-классной компоновке, дальность полета 10000 км.

Ожидается, что потенциальный объем поставок составит порядка 1000 машин в течение 25 лет.